В жизни человека есть два самых важных события - это рождение и смерть. Если есть рождение, есть и смерть. Как говорят на похоронах: «Все там будем». А потому это дело житейское, людей нужно достойно проводить в последний путь, и для этого есть сфера услуг: похоронные бригады, духовые оркестры, салоны, поминальные залы и крематории. А каковы особенности бурятского национального погребения? На этот вопрос ответил известный в Бурятии журналист и писатель Александр Махачкеев. Серия материалов на эту тему вышла на сайте «Буряад унэн». Погребальная обрядность основывается у бурят на тэнгрианских, буддийских, православных и советских традициях и различается в зависимости от конфессии, социального статуса покойника и географии. В прошлом у бурят практически не было как надмогильных памятников, так и самих могил. Во-первых, нельзя было нарушать целостность земли – копать ямы, а во-вторых, полгода она была проморожена. И поэтому тела просто оставляли на земле, прикрыв ветками и деревьями, или под каменной кладкой. Сооружали и мунхан – бревенчатый сруб над покойным. Воздушному или небесному погребению подвергали грудных детей. Их оставляли между ветвями на дереве, чтобы их невинные души улетели в небеса. Была и есть кремация, то есть сожжение. В настоящее время повсеместно хоронят в могилах, но сохранились воздушное захоронение для младенцев, и кремация для шаманов, лам и старейшин. Последние обычно перед смертью указывают на способ и место своего захоронения. Покойного хорошо закладывают дровами, чтобы при горении сухожилия не подняли тело. Дольше всего не сгорает печень, а прах оставляют на кострище или подвешивают в мешочке на дерево. В Аларском районе Иркутской области около сёл Жалгай, Аларь, Куркат, Киркей и Зоны сохранились каменные могильные плиты. Они стоят в вертикальном положении, и на них отчетливо видны слова на старомонгольском, тибетском и русском языках. В надписях по-русски можно разобрать даты смерти покойных, имена и фамилии. Со старомонгольского перевела Эржен Тумахани: «Пусть найдёт хорошее перерождение и избавится от страданий умерший (такой-то) в 1903 году». Это вполне соотносится с основной целью буддийской погребальной обрядности: хорошему перерождению усопшего. Цыбен Жамцарано в своих «Путевых записках» (1903-1907) прямо указал об изготовлении надгробных памятников ламами Аларского дацана: «В свободные часы ламы занимаются выделыванием и вырезанием надгробных памятников из камня…». География этих плит также указывает на зону влияния дацана, все они расположены поблизости от него. Но почему ламы и производительный труд? Кроме могильных плит, аларские монахи «…делают мебель для себя и дацана, мельницы для мани и т.п. Особенно искусен в ремёслах сам настоятель Гармаев. Он, между прочим, фотографирует и имеет фотоаппарат. Для меня он снял фотографию с Бадмасамбавы». Жамцарано пишет далее и о разведении ламами собственного сада, огорода и пасеки. В этом плане Аларский дацан был уникальным передовым форпостом буддизма на самом западе этнической Бурятии. Даже в поздний советский период аларцы ездили после похорон в Иволгинский дацан заказывать молебен по усопшим и поминают их на 49-й день. В то же время сохранили традицию кремации шаманов, а многие посещают кладбища в Родительский день. В Бичурском районе Бурятии около села Дабатуй есть кладбище православных бурят. Надгробия в виде чугунных плит и памятников с крестами датируются концом XIX – началом XX веков и принадлежат в основном членам одного рода Степановых. Самая ранняя принадлежит жене Федота Степанова. Дословно: «Здесь покоится раба Божия инородческая жена Федота Емельяновича Степанова из буряток, выкрещеная Федосья Арьяновна. Жившая от роду 97 лет. Волею Божьею умерла в 1891 г. Тезоименование ея празднуется 29 мая». Основателем рода был, скорее всего, отец её мужа Федота - Емельян Степанов, пришедший в лоно православной церкви в конце или в середине XVIII века. Сама Федосья, видимо, была крещена уже в замужестве, т.к. её отчество - Арьяновна. Отца звали бурятским именем Арья. Рядом с ней могилы сына, невестки и других родственников. Её сын, крещёный инородец Хоринского ведомства Барун-Хоцайского рода Шибертуйского родового управления Иван Федотович Степанов, умер 3 октября 1897 г. в возрасте 75 лет. Рядом похоронены его жена Мария Потаповна Степанова и сын Иннокентий: «Здесь покоится раб Божий инородец Хоринского ведомства Барун-Хоцайского рода Шибертуйского родового Управления Иннокентий Иванович Степанов. Живший от роду 45 лет волею Божьею умер 8-го октября 1902 г. Тезоименитство его празднуется 26 ноября». Род Степановых живёт и здравствует поныне, и в нём есть буряты, русские, монголы, австралийцы и англичане. Такие же плиты и памятники на могилах православных бурят сохранились и на других старинных кладбищах Бичуры, Мухоршибири, Заиграево, Хоринска и Кяхты. В основном, карымских. В Унэгэтэе до сих пор у карымов и семейских есть свои отдельные кладбища. На православном кладбище Хасурты в Хоринском районе сохранилась чугунная могильная плита с надписью: «Раб божий инородец Вахрушев Пётр Андриянович, умер 7 сентября 1876 г. После себя оставил поколение в 42 человека». В наше время проводы в мир иной приобретают иногда совершенно неожиданный характер. Так, бурят криминальных авторитетов хоронят по воровским традициям. Братва несёт гроб на поднятых руках, устанавливает пышные памятники и устраивает поминки. Но главный тренд - это экология. В США и Швеции разрешили превращать человеческие останки в плодородный компост, а в Великобритании допускается захоронение без гроба и в гробу из биоразлагаемых материалов. Теперь вместо могилы в память умершего сажают деревья и на смену обычным кладбищам поднимаются сады и рощи. «Будучи мальчиком, Итигэлов пас овец у состоятельных хозяев. Отличался озорством и игривостью. Например, пригонял скот на кладбища, где изучал надгробия и ритуальные предметы. В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними, соскрёбывая волосы. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом. Хозяева испугались, но знакомый лама успокоил их: «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть». (Из преданий о жизни Итигэлова). Истинный буддист всегда должен помнить о смерти, размышляя о том, что жизнь не продлится вечно. Еще Будда сказал, что: «Подобно тому, как подходит к концу тончайшая нить, вплетаемая в полотно, так же приходит к завершению и жизнь человека». Без этого человеку будет трудно воспользоваться преимуществами человеческой жизни, чтобы в полной мере постигнуть заложенный в ней великий смысл. Осознание неотвратимости смерти даёт лучшее понимание драгоценности жизни, как возможности максимально реализовать себя и познать подлинное счастье. Размышления на тему бренности бытия дают и мощный стимул для духовных занятий и в конечном итоге могут определить судьбу человека. Процитирую Хамбо ламу Аюшеева: «Определение места ухода человека в следующую жизнь – это уже его личный выбор и результат всей его жизни». Здесь он говорит не только о месте, но и о времени и способе перехода в иное состояние. Обычно смерть предваряет долгий процесс старения, который, фактически, начинается с момента рождения, а в обычном понимании с момента дряхления тела. При этом есть большая разница между процессом старения религиозного человека и нерелигиозного. Верующий человек всегда, и в молодости, и в старости, накапливает добродетель и готовится к новой жизни. Возможно, это всего лишь иллюзия, но эта вера даёт силы не бояться грядущего. А атеисту, чтобы без страха смотреть в лицо смерти, нужно невероятное мужество, но именно реальный взгляд на вещи двигает вперёд всё человечество. У бурят существует поверье, что у ног умирающего находится место ангела смерти, и поэтому в этом месте невозможно читать молитву. Но ламы говорят, что его место не обязательно у ног умирающего, однако, уверены, что в любом случае хозяин или владыка смерти Эрлиг хан поджидает и забирает с собой человека или целые группы людей – есть такие феномены. В хосписах - клиниках для безнадёжно больных - больные умирают часто группами. Проносится как будто какой-то мистический ветер, больные протягивают руки к врачу или сестре: «Я хочу ухватиться за вас», но мощная воронка засасывает всех, кто стоит на пороге смерти. И больные так и умирают, обняв врача... Существует ли ветер смерти? Скорее всего, весть о чьём-либо уходе доходит до других больных или они чувствуют это, их тоже затягивает на тот свет, и это и есть тот самый ветер. А значит, и смерть может быть заразительна, как и все проявления жизни. Как помочь человеку уйти в иной мир? Чтобы он мог спокойно и с достоинством сказать: «Здравствуй, смерть». Бурятские ламы достаточно подробно рассказывают об этом. Если умирает буддист, то на ухо ему нужно читать молитву, чтобы он искал прибежища в Трёх Драгоценностях: Будде, Учении и Сангхе. А не цеплялся к родителям, супругу или детям. Если буддист в жизни имел какое-либо божество в качестве покровителя, то в момент смерти он должен обращаться именно к нему. Желательно перед смертью использовать практику Бодхичитты. Главное, умирающий не должен относиться к смерти, как к чему-то ужасному, ведь, покинув старое тело, он переродится в новом. И если у человека чистая совесть, он снова родится среди людей, в благом мире - наилучшем для накопления добродетелей. И тогда смерть может быть прекрасной, как продолжение жизни. 31 августа 2008 года группа бурятских лам эксгумировала останки Хамбо ламы Лубсан-Нимы Дармаева в Джидинском районе вблизи села Нижний Бургалтай. Его скелет находился в позе медитации, словно она не прерывалась полвека. Ламы сделали вывод - Дармаев пробился к Ясному Свету. В 1955 году во главе группы лам он втайне от властей вскрывал саркофаг с телом Итигэлова. Осмотрев его, Дармаев убедился в хорошей сохранности тела и вернул в саркофаг, засыпав бумхан крупными кусками природной соли. В 1960 году Дармаев сам покинул этот мир во время медитации, перед этим дав наказ о кремации. Было начало лета. Момент его смерти ламы Иволгинского дацана определили по капле крови, которая вытекла из носа на двенадцатый день погружения в созерцание. В позе лотоса тело Дармаева положили в саркофаг - деревянный короб, который поместили в землю на его малой родине. Зарыли неглубоко, а через несколько лет над ним воздвигли субурган. Вскрыли его через 48 лет. Скелет ламы находился в сидячем положении. На костях сохранились остатки мышц и кожи. Как говорят очевидцы, в момент подъёма тела в ясном небе зазвучали вдруг негромкие раскаты грома, и пролился теплый дождь. Тело ламы могло остаться в полной сохранности, однако оно находилось в деревянном коробе всего в 50 сантиметрах от поверхности земли, не было обложено солью, а значит, подверглось нашествию насекомых и животных, было доступно разрушительному воздействию кислорода, температурных перепадов и влаги. Случай Дармаева указывает путь к осмысленной жизни, к возможности с чувством внутреннего спокойствия уйти из мира. В этом контексте действия бурятских лам по эксгумации представляют не умозрительный интерес, это ключ к разрешению фундаментального для любого человека вопроса жизни и смерти, имеющий практический аспект. Различные религиозные системы - каждая по-своему - примиряют людей с бренностью бытия, но в эпоху постмодернизма не имеющий Бога в душе современный человек оказался один на один перед лицом смерти. «Ну что нам делать с ужасом, который бегом времени однажды наречён?» - писала о бремени ожидания неизбежного Анна Ахматова. Между тем бурятские ламы действительно обладают тайным знанием контролируемого способа перехода сознания в иное состояние или, по крайней мере, ухода из жизни с улыбкой на устах. Эффектной демонстрацией этого и является скелет Дармаева в позе лотоса. Традиция вознесения или сожжения останков Хамбо лам идет издавна. Предварительно тело должно вернуться в землю: «Из праха мы вышли и в прах вернёмся, когда умрём». Пепел костей, прошедших очистительный огонь, становится «драгоценностью из драгоценностей». Он может быть развеян благодатью над землёй и водами, в качестве святых мощей храниться в дацанах и субурганах. Пепел Дармаева разделили между его родовым Сартул-Булагским и построенным им Иволгинским дацанами. Останки Хамбо ламы Шарапова сожгли в 1966 году. В 2009 году агинские ламы совершили обряд вознесения тела Хамбо ламы Гомбоева. Он ушёл из жизни в позе спящего льва - лёжа на боку, а его тело, по словам очевидцев, было в хорошей сохранности. В Агинском дацане это не первый прецедент, еще советский религиовед Г.Д. Нацов писал, что в 1911 году тело одного из лам, умершего в позе лотоса, покрыли глиной и поклонялись ему до тех пор, пока в 20-е годы большевики не уничтожили его. Другой, прямо противоположный случай произошёл в Баргузине, где знаменитый Соодэй лама погрузился на семь дней в самадхи, а затем исчез, растворив свое тело в лучезарном пространстве - Ясном Свете. Все они сумели в момент смерти уйти в состояние глубокого созерцания Пустоты, когда становится возможным переместить сознание в лучшие перерождения или освободиться от круговорота Сансары или достигнуть высшего Просветления. Их духовный опыт интересен не столько сам по себе, а сколько степенью воздействия на умы людей как руководство к действию и посыл к самопознанию. Человеку легче пребывать в иллюзии вечности, как можно глубже спрятав правду жизни. Но это только до последней черты. Люди, пережившие клиническую смерть, описывают свои ощущения как путешествие к ослепительному свету по туннелю, когда вся их предыдущая жизнь в считанные секунды проносится перед глазами. Буддисты верят, из снежного кома кармы выпадают только те, кто идёт наперекор силам судьбы - к Ясному Свету… «Помнить о том, что мы умрём, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие — приносят счастье». Его Святейшество Далай лама XIV Смерть - это явление не столько физического, сколько нравственного порядка. Оно подводит итог всему пройденному человеком пути, его поражениям и победам, страданиям и счастью. И в то же время, смерть может быть прекрасна, ведь она открывает дверь в будущее – в новую жизнь. А какое перерождение найдёт человек: благое или не благое, зависит от его поведения в прошлой жизни и что немаловажно, в сам момент смерти. Так считают буддисты, верящие в бесконечную цепь перерождений. О том, как проистекает процесс перехода из одной жизни в другую, рассказывает Дымбрыл Дашибалданов, ректор буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д-Д. Заяева. «Когда и как мы умрём, мы никогда не знаем. По крайней мере, обычный человек, который не занимается специальными духовными практиками. Если человек погиб в катастрофе или пал в бою, его сознание отделится от тела внезапно и мгновенно. Но если человек ушёл из жизни дома, в своей постели? В этом случае процесс умирания проходит в обычном, не экстремальном режиме. Основу жизни человека составляют четыре главных элемента - Вода, Огонь, Земля и Ветер. Они присутствуют в нём с момента зачатия, когда соединяются красное вещество матери и белое семя отца. От их соотношения зависят размеры тела человека, его рост, оттенок кожи и даже особенности характера. В момент смерти его бросает то в жар – природа Огня, то в холод - Вода. Но в итоге тело начинает холодеть, и сознание пробирается как будто между скал и гор, это уже природа Земли. А завершает процесс умирания природа Ветра, человек чувствует и понимает, что его куда-то уносит. С последним выдохом уходит жизнь, физическое тело окончательно перестаёт что-либо воспринимать, и это мы называем смертью. Но сознание продолжает свой путь, оно обретает тело бардо. Тонкое сознание усиливается, многократно возрастает яркость и сила ощущений, ведь оно освободилось от физического тела, может быть давно одряхлевшего и измученного болезнями. Оно становится легким, эфирным, а мысль - необыкновенно быстрой. В это время сущность человека ещё до конца не освободилась от прежних умственных привычек и наклонностей. В целом облик бардо соответствует прежнему облику человека. Средняя продолжительность этого состояния семь дней, после которого сознание может обрести новое рождение. Но эти попытки могут повторяться всего семь раз, итого 49 дней. После этого срока сознание обретает новое рождение и тело. Чтобы помочь сознанию в его одиноком путешествии, мы проводим специальные обряды. Почему перед алтарём мы возжигаем зула – лампаду? Чтобы сознание увидело на алтаре изображение Будды. Это успокоит её, настроит на позитивный лад и даст ему верное направление. В состоянии бардо сознанию одиноко и скучно, лишенное привычной обстановки, оказавшись в совершенно другом мире. Оно не может осознать свое положение. Когда оно спускается в свой дом, никто её не видит и не слышит, и поэтому ламы проводят обряд хуншуу. Это ритуал кормления запахами, когда на угольки бросают цампу и печенье, но, ни в коем случае не нужно бросать конфеты в обёртках, чтобы не испортить аромат возможной химией. Если вы хотите угостить ушедшее тонкое тело чем-то сладким, лучше положить сахар. Буддисты хотят помочь ушедшему найти лучшее перерождение, и в это время слезами горю не поможешь! Предаваться печали контрпродуктивно. Не нужно плакать, потому что от этого сознание дорогого вам человека будет только страдать. Чтобы помочь ему нужно читать мантры – ом мани падме хум. Если каждый член семьи прочитает их 10 тысяч раз, а все вместе 100 тысяч раз, то это поможет не только покойнику, но и самим его родным и близким. Тем самым они смогут легче пережить стресс. Тогда потрясение от пережитого не сможет повредить им. Начитывание мантр действительно поможет умершему, хотя, казалось бы, это нарушает закон кармы – закон причинно-следственной связи. Но, умные буддисты понимают, что чужие добродетели, также как и недобродетели не могут перейти к нему. В данном случае, читая мантры, мы посвящаем ему свои добродетели. Когда родственники приходят в дацан и хотят, чтобы ламы помолились за него, то они делают не заказ! Это не коммерческая сделка. Они приходят поддержать лам в благом деле, а не оплачивают похоронные услуги. Вместе ламы и прихожане молятся за лучшее перерождение человека. Так будет правильнее сформулировать и думать. В целом буддийский подход к смерти означает активное содействие, а не просто переживание горя. В момент смерти самому умирающему важно настроиться на позитив, думать о чём-то хорошем, вспомнить о своих добрых делах. Сказать себе, что я не зря прожил эту жизнь, и в следующей жизни буду творить добро. Нужно понимать, что предсмертные мысли очень важны, именно их настрой может повлиять на благое перерождение. Несмотря на определяющую роль кармы! Поэтому пройдя точку невозврата нужно настроиться на позитив. Оставить позади омрачающие эмоции и думать только о добром и светлом!» И так, Дымбрыл багша рассказал о самом простом, но самом важном, что может сделать обычный человек. А продвинутые миряне, и прежде всего ламы-перерожденцы осуществляют практику Пова в момент смерти, чтобы оказаться в Чистой Земле. Кроме этого, как считает Хамбо лама Аюшеев, есть Путь Нагарджуны, который прожил 600 лет и есть Путь Хамбо ламы Итигэлова, сумевшего соединить нирвану и сансару. Однако, это выходит за рамки нашей сегодняшней статьи. Безнадёжно больных врачи отправляют из больницы домой. Это в высшей степени гуманно, когда человек уходит в окружении близких, а не встречает одинокую смерть в больничной палате. Обычно, когда умирают старики, ребятишек отправляют к родственникам. В доме тишина и покой. Ничто не отвлекает буддиста от мысли о том, что жизнь не начинается с рождением и не кончается со смертью. Он уходит со словами: «Гончок Сум» - «Гурбан эрдэни» - «Три Драгоценности». Самое главное в жизни, это всегда помнить о непостоянстве. «Было бы здорово подняться в небо и кинуть взгляд на все наши прошлые жизни. Это то, что на самом деле, умеют архаты, поднимаются и всё видят. Это было бы так грустно, так радостно, просто удивительно», - говорит Дзонгсар Кхьенце Ринпоче. После смерти в состоянии бардо человеческое сознание в течение нескольких дней забывает всё, и это уже, может быть, и не человеческое сознание. Её начнёт притягивать следующая жизнь. Если он должен будет переродиться птицей, то и чувства у него будут птичьи. Он забудет о своих родных и близких: «Когда вы встретитесь в следующий раз, возможно, вы будете голубем, клюющим хлебные крошки, и вам будет абсолютно наплевать, кто перед вами – бывшая жена, бойфренд или бывшая девушка, вы их даже не заметите. Так мы и играем в сансарные игры». Адрес редакции: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Каландаришвили, 23, офис 14 Известный в Бурятии журналист и писатель рассказал о древних обрядах погребения и поверьях, а также буддийской технике ухода в иной мир Автор: Александр Махачкеев Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях |