Омская промышленность в годы Великой Отечественной войны Из районов страны, подвергшихся нападению, с завода на восток потянулись толпы беженцев, пошли эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий. Местом назначения многих из них стал Омск. Около 110 предприятий из Москвы, Киева, Запорожья, Ворошиловграда, Ленинграда, Ногинска, Харькова, Ростова-на-Дону, Одессы, Ярославля, Краснодара, Тулы, Воронежа, Орла, Зарайска, Гомеля, Торжка, Кунцево, Кунавино, Шатуры, Брянска… Эшелон за эшелоном, дни и ночи без передышки. Скольким предприятиям, учреждениям, организациям, людям далёкий сибирский город Омск в лихую годину стал домом. Для многих — навсегда. Надо было всех принять, разместить, в кратчайший срок начать выпуск продукции. 15/VIII — 1941г. бюро Омского обкома ВКП(б) приняло специальное постановление о приёме устройстве и обслуживании эвакуированного населения. Потеснились Омские заводы, принимая собратьев по труду, им передавались любые пригодные здания. Одновременно развёртывалось небывалое по размаху, темпам и условиям промышленное строительство. Первые эшелоны с оборудованием и людьми прибыли в Омск уже 14 июля на авиазавод № 166. Его строительство началось в 1939 году (сейчас это территория моторостроительного завода им. Баранова). Сначала на заводе предполагали изготавливать деревянные детали к самолетам. Однако в 1940 году его перепрофилировали в моторостроительный. К началу войны были построены четыре основных корпуса и несколько вспомогательных. Прибывшим 14 июля специалистам и рабочим авиазавода № 81 и авиазавода № 156 предстояло объединить усилия с омскими авиастроителями и начать в ближайшее время производство самолетов. Естественно, вместе с авиазаводом № 156 в Омск прибыл его главный конструктор А.Н.Туполев, который стал главным инженером омского авиазавода № 166. Первоначально конструкторское бюро А.Н. Туполева размещалось в авиамастерских аэропорта, а затем в здании Иртышского пароходства. В первые числа сентября в Омск пришла весть об эвакуации из Запорожья моторостроительного завода № 29 им. Баранова, и территория авиазавода № 166 была передана этому заводу. Авиационный № 166 переехал на территорию строящегося автосборочного предприятия (сегодня это проходные ПО «Полет», перед которыми установлен макет истребителя ЯК-9), а также на действующий завод автотракторных прицепов имени Коминтерна (размещался на территории нынешнего завода им. К. Маркс). В его корпусах разместилось более 20 цехов 166-го. К заводу отошли также авиационные мастерские аэропорта. В октябре месяце авиазавод начал собирать из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, первый фронтовой бомбардировщик ТУ-2. Руководил сборочными работами по поручению А.Н.Туполева Сергей Павлович Королев — будущий завоеватель космоса, выдающийся конструктор космических аппаратов. Он был, как и А.Н.Туполев, арестован в 1938 г. как «вредитель военной техники», прошел ГУЛАГ на Колыме и был отозван А.Н.Туполевым в «зону» в Болшево в Особое конструкторское бюро НКВД № 29. Первый ТУ-2 на омской земле собрали 9 декабря 1941 года, в воздух он поднялся в январе, а испытания первого омского бомбардировщика начались 15 февраля 1942 года. Первый полк бомбардировщиков с летного поля Омского летно-технического училища был отправлен 15 сентября 1942 года в третью Воздушную армию Калининского фронта, которой командовал прославленный летчик, генерал-майор М.М.Громов. На проводах авиаполка присутствовали директор авиазавода Л.П.Соколов, главный инженер Н.И.Полонский, а также А.Н.Туполев, С.П.Королев, рабочие, сотрудники ОКБ, курсанты и командиры летного училища. В 1942 году на заводе собрали 78 самолетов ТУ-2. Испытания на Калининском фронте получили положительные оценки военных. Но 7 июля 1942 года постановлением ГКО СССР самолет был снят с производства (постановление было инициировано И.В.Сталиным, считавшим, что ВВС тогда были нужнее истребители). 166-й завод начал производить и испытывать ЯК-7, который был проще в изготовлении, но превосходил по боевым качествам многие аналогичные немецкие самолеты. Этот тип самолета являлся самым массовым советским истребителем в Великую Отечественную войну. За один год (с 1942 по 1943 гг.) было выпущено 1405 самолетов ЯК-7. Со второй половины 1943 г. началось производство более совершенного ЯК-9У. Их было изготовлено около 2-х тысяч. На самолетах ЯК-9У воевали прославленные летчики французского полка «Нормандия — Неман». Коллектив завода № 166 шефствовал над этим полком. В полку постоянно находилась заводская ремонтная бригада. Омичи В.А. Гуреев, И.И. Штепа, И.Д. Барабаш, Г.К. Москаленко «лечили» самолеты после воздушных боев. В помощь им и техникам полка в 1943 году комсомольцы завода во внеурочное время построили на базе автомобиля ЗИС-5 передвижную ремонтную мастерскую. Завод им. Баранова Другим крупнейшим заводом, эвакуированным в Омск и ставшим впоследствии одним из градообразующих предприятий, был завод им. Баранова из Запорожья. В 1056 вагонах в Омск было доставлено более 2000 единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования, более 2,5 тысячи единиц нестандартного оборудования, более 6 тысяч единиц приспособлений и оснастки. С заводом в Омск приехало 18500 человек в т.ч. 8800 рабочих. 6-7 ноября на заводе им. Баранова в Омске были собраны первые авиационные двигатели М-88. Завод начал выполнять программу по выпуску авиамоторов. Наряду с выпуском прежних двигателей заводом в короткий срок осваивались новые, более мощные двигатели. За время войны на заводе выпускались моторы М-88Б, АШ-82 ФН и другие. Моторы «барановцев» устанавливались на многих марках самолетов, в том числе на истребителях ЛА-5, на одном из которых трижды Герой Советского Союза летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника. Радиозавод им. Козицкого Первый эшелон из Ленинграда с оборудованием радиозавода им. Козицкого прибыл 3 сентября 1941 года. Завод расположился в только что построенном корпусе пединститута по ул. Гусарова. С оборудованием из Ленинграда прибыло более 800 рабочих и инженерно-технических работников. Облисполком принял решение о выделении для ленинградцев 500 квартир. В феврале 1942 года на фронт была отправлена первая партия танковых радиостанций. С 1943 года на заводе начали выпускать усовершенствованную радиостанцию «10-РТ», которая обеспечивала связь между танками на расстоянии 20-25 км. Это значительно улучшало управление танковыми соединениями. Из города на Неве поступило также оборудование оптикомеханического завода «Прогресс», который нашел приют в корпусах сельскохозяйственного и ветеринарного институтов. Прибывшие руководители и специалисты вместе с омичами через две недели, как того требовал ГКО, на новом месте начали выпуск продукции. Завод смог включиться уже в предоктябрьское соревнование 1941г., перевыполнив программу. На фронт были отправлены артиллерийские прицелы, стереотрубы, бинокли и другие сложные оптические приборы для самолетов, орудий и подводных лодок. Омскэлектроточприбор 27 июня 1941г. начал эвакуацию в Сибирь Киевский завод «Электроточприбор». 28 июля 1941г. завод уже восстановился на Омской земле. А 28 августа 1941г. фронту была отправлена первая продукция. В октябре 1941г. в Омск прибыл ещё один крупный завод — Краснодарский завод измерительных приборов, который объединился с Киевским заводом «Электроточприбор» и стал именоваться «Омскэлектроточприбор». К декабрю 1941г. на предприятии насчитывалось 250 единиц оборудования и 480 человек. С краснодарцами прибыла большая группа очень юных девушек — выпускниц школы ФЗУ. Это они в скором времени сели за первый в стране большой конвейер сборки приборов и многие из них проработали на заводе не один десяток лет: Таня Григорьянц, Шура Ярыш, Тоня Николаева, Тоня Зубко, Маруся Слива и многие другие. К началу 1942 года на заводе № 634 изготовлялось 75 процентов выпускаемых в стране малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и 100 процентов электрических аппаратов (РУ) для морских боевых мин. Коллектив завода в годы войны выпускал ежегодно по 140-150 тыс. электроизмерительных приборов и по 38-42 тыс. добавочных устройств для них, а также сотни аппаратов для армии и флота. Помимо основной номенклатуры — электротехнических взрывных устройств для минной техники и электроизмерительных приборов — специалисты завода, выполняя задания правительства, освоили в производстве специальную осветительную аппаратуру для зенитной артиллерии типа «Свет», разработали и изготовили около 6000 различных стендов, пультов, испытательной аппаратуры для размагничивания кораблей. В 1942 году на базе Омского паровозовагоноремонтного завода и принятого оборудования с заводов такого же профиля из Ворошиловграда, Конотопа, Брянска в Омске был создан завод № 173 танковой промышленности. В последующем, при перебазировании в Омск Ленинградского завода № 174, выпускавшего танки Т-50, омский танковый завод получает этот номерной знак. В начале 1942 года завод получает задание организовать выпуск танков Т-34. В сжатые сроки был проведен огромный объем работ по размещению оборудования, строительству новых корпусов, изготовлению оснащения, и уже в мае 1942 года на фронт была отправлена первая партия танков Т-34. В октябре 1942 года на завод прибыла группа рабочих и служащих Сталинградского тракторного завода. Директор этого предприятия К.А.Задорожный назначается руководителем завода № 174. На этой должности он проработал до конца войны и превратил крупнейшее предприятие в одно из передовых в наркомате. Производство танков к концу войны выросло в 5 раз. Всего за годы войны на заводе изготовлено около 6800 танков Т-34, которые по праву считались лучшими танками периода второй мировой войны, а также более одного миллиона корпусов снарядов ОС-122, около 300 тысяч корпусов снарядов БМ-13 для гвардейских реактивных минометов «Катюша» и другой военной продукции. 19 апреля 1944 года отравлена на фронт танковая колонна «Сибиряк», построенная на средства заводчан. На востоке страны в предвоенные годы не было ни одного завода шинной промышленности. Ярославский и Ленинградский шинные оказались с самого начала войны в прифронтовых условиях, поэтому на их продукцию трудно было рассчитывать. Но шины требовались и фронту, и тылу. Организация производства автопокрышек в Сибири была исключительно важным государственным делом. 9 января 1942 года в Омске из осаждённого Ленинграда на площадку строящегося шинного завода прибыл эшелон с рабочими и инженерно-техническими работниками завода ”Красный треугольник”, которые почти без передышки включились в работу. Уже в январе 1942г. вступила в строй первая очередь Омского шинного завода, появились первые омские шины. В годы войны была сдана в эксплуатацию и первая очередь Омского сажевого завода. В 1942 году на базе оборудования, эвакуированного с Ярославского и частично Кудиновского сажевых заводов, началось строительство омского предприятия. Первая продукция выпущена 27 апреля 1944 года. Мощность производства составляла 10 тысяч тонн. В целом к концу 1941 года в Омскую область было эвакуировано 90 промышленных предприятий, из них 56 металлообрабатывающей промышленности, 7 — пищевой, 27 — кожевенной, текстильной, химической и других отраслей промышленности. Большинство разместилось на базе ранее действующих предприятий, остальные 40 организованы вновь. Сибзавод и другие Большая работа проводилась по переводу действующих предприятий г. Омска на производство военной продукции. Сибзавод, производивший сельхозтехнику, уже в ноябре 1941 года освоил выпуск 37-миллиметровых зенитных снарядов. В декабре стал выпускать корпус и зарядные камеры для реактивных снарядов знаменитых «Катюш». На заводе «Мотор» начали изготавливать корпуса 150 мм осколочных мин. Суконная фабрика увеличила выпуск серо-шинельного сукна и к 19 августа 1941 года отгрузила 100,9 тысяч метров. На суконной фабрике было размещено оборудование Ворошиловградской и Ростовской фабрик, Купавинской тонкосуконной и Харьковской фабрики «Красная нить». Целиком на армию отгружали свою продукцию обувная фабрика, предприятия мясной и молочной продукции. Овчинно-шубный завод за 1942 год направил на фронт 84000 бекеш, 4600 полушубков, 2300 меховых жилетов и 40 тысяч пар рукавиц. Сибирь давала Красной Армии 80 процентов валенок, до половины их производилось на Омском пимокатном заводе и в артелях. К началу войны Омская железная дорога была одна из протяженных в Советском Союзе. Ее длина составляла 1899 километров. Она занимала особое связующее положение между Сибирью и Европейской частью страны. В 1941 году на Омской железной дороге началось строительство бронепоездов. В оперативный штаб по их постройке вошли начальник паровозного депо Омска В.М.Солнцев, опытные инженеры С.А.Дворжец, В.Г.Шамов, А.П.Беляков, сменный мастер Г.Е.Коваленко и другие. Они готовили чертежи бронепоездов, формировали и обучали рабочие бригады. Первый бронепоезд, получивший наименование «Омский железнодорожник», был построен в начале 1941 года. Тогда же была сформирована команда боевой машины Красноармейцами стали машинисты Волобуев, Симаков, Косяков, их помощники Головин, Кобасин, кочегар Зайцев, техник Широких, радисты Новиков и Васильев. 15 марта 1942 года после торжественных проводов «Омский железнодорожник» вместе с другим бронепоездом – «Сибиряк-барабинец», также построенном на Омской магистрали, отправились на фронт. Вскоре на Омском паровозовагоноремонтном заводе были построены бронепоезда «Победа», «За Родину». Их повели на фронт опытные машинисты В.Федулов, Г.Высотский, помощники машинистов М.Бушуев, А.Дутов, П.Коротков, Н.Докучаев и др. В июне 1942 года со станции Омск были отправлены два бронепоезда: «Киров», построенный в локомотивном депо Омск, и «Североказахстанец» — детище железнодорожников г. Петропавловска. В октябре 1942 года двинулся на фронт бронепоезд, построенный в г. Ишиме. Участвовал в разгроме фашистов и бронепоезд «Омский мопровец», построенный на средства омичей в г.Красноярске. На его создание омские мопровцы собрали свыше 2 млн. рублей. Этот бронепоезд был торжественно передан Красной Армии и отбыл на фронт со станции Омск 17 июля 1943 года. Вот как описывал в письме к сибирякам боевые действия команды омских бронепоездов командир соединения (куда входил и «Омский мопровец») Мириджанов:«Ваша боевая машина живет и здравствует. На боевом счету бронепоезда немало уничтоженной техники и живой силы врага. Только в летних боях 1944 г. «Омский мопровец» уничтожил 32 орудия разных калибров, 12 минометов, 6 танков, 7 дзотов, сбил 3 самолета противника. Бронепоезд охраняет прифронтовые железные дороги и готов в любую минуту к схватке с врагом». Следует отметить, что в Омскую область в начале войны эвакуировались не только заводы и фабрики, но и строительно-монтажные тресты с большим набором машин и оборудования, радиостанция РВ-49, учреждения и организации, в том числе Наркоматы мясо-молочной промышленности СССР и РСФСР, Наркоматы земледелия СССР и РСФСР, Сельскохозяйственный банк СССР, Академия сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина. В октябре 1941 года было принято решение о размещении в Омске театра им. Вахтангова. Первый спектакль на омской сцене театр поставил 29 ноября (пьеса В.Шекспира «Много шума из ничего»). С первых дней войны большую организаторскую и воспитательную работу проводили в Омске и области партийные, комсомольские и другие общественные организации. Размещением эвакуированных предприятий занимался специальный штаб во главе с секретарем обкома ВКП(б) Л.И.Кузиком. Трудностей и непредвиденных обстоятельств было много. Табачная фабрика Так, в Омске было разгружено несколько сот вагонов с оборудованием, которое планировалось разместить в других городах. Эта необходимая мера диктовалась потребностями в вагонах для срочной перевозки сибирских дивизий на защиту Москвы. Штаб оперативно распределил это оборудование по омским предприятиям. Таким образом были размещены мыловаренный завод и табачная фабрика. Они заняли помещения пивоваренного завода им. Юргенсона и только что построенное здание профилактория Сибзавода. Уже в августе 1941 года бюро Омского горкома ВКП(б) рассмотрело вопрос о переходе завода им. Куйбышева на выпуск военной продукции. Омская промышленность в годы Великой Отечественной войны |