В Миасском музее Ильменского заповедника открылась арт-инсталляция «Биостанция» художника Сергея Деникина. В небольшом зале поставили обветшалые столы и стулья, над каждым предметом летает тысяча огоньков. В полумраке это выглядит завораживающе. О чём инсталляция, какое отношение к этому имеет секретная лаборатория и «что хотел сказать автор», читайте в материале «Хороших новостей». Инсталляция «Биостанция» посвящена отцу радиационной биологии Николаю Тимофееву-Ресовскому. Он сделал множество научных открытий и первым предложил использовать свинцовые фартуки врачам-рентгенологам. С 1955 по 1964 год учёный работал на биостанции «Миассово», которая находится глубоко в лесу на территории Ильменского заповедника. Станция состояла из семи деревянных домиков и двухэтажного лабораторного корпуса с видом на озеро Большое Миассово. Сейчас территория заброшена, доступ к ней закрыт (она находится на территории природного заповедника). Чтобы люди могли познакомиться с историей этого места, в музей привезли сохранившуюся на станции мебель. В лабораториях Тимофеев-Ресовский с коллегами изучал воздействие радиации на живые организмы. Именно на базе под Миассом выяснили, что отдельные элементы окружающей среды способны накапливать радиацию и задерживать её распространение. «В лаборатории изучали, как ликвидировать последствия радиационных аварий и катастроф. Человек за XX век добился небывалого ранее технологического прогресса и могущества. И учёные понимали, что эта сила — большая ответственность», — объясняет менеджер проекта Алиса Жихарева. «Тимофеев-Ресовский часто любил повторять, что он „схватил“ или „ловит“ летающие ионы. Вот и в инсталляции показана стая радиоактивных элементов, которые мерцают над предметами», — рассказывает куратор проекта Александр Дашевский. Автор инсталляции Сергей Деникин изобразил радиацию при помощи пуль для игрушечных пистолетов, их понадобилось около 15 000 штук. Пульки искал в Санкт-Петербурге, где сейчас живёт и работает. Четыре месяца художник нанизывал шарики на кусочки проволоки, а потом отправил их в музей Ильменского заповедника, чтобы прикрепить к мебели из лаборатории. К сожалению, лично на встречу с журналистами Сергей не пришёл. «Он просто не любит, когда художник бросает тень на искусство», — поясняет куратор. Ещё один смысл инсталляции — способность предметов сохранять в себе память. «Мебель с биостанции — это одно из свидетельств того, что Тимофеев-Ресовский — не наша совместная галлюцинация, что он был здесь, жил и совершил важные научные открытия», — говорит куратор Александр Дашевский. О жизни и работе Николая Тимофеева-Ресовского в «Миассово» сохранилось масса записей и воспоминаний. Известный советский писатель Даниил Гранин посвятил ему роман «Зубр». А основной объект в Снежинске, где работал Тимофеев-Ресовский, до сих пор окутан завесой тайны. Известно, что там проводились эксперименты, связанные с изучением мутаций живых организмов в результате воздействия на них радиации. Остаётся только догадываться, с какими мутантами приходилось иметь дело профессору Тимофееву-Ресовскому в таинственной лаборатории. Кстати, работая в Снежинске, учёный не переставал отбывать 10-летний срок заключения за измену Родине (на протяжении всей войны он работал в гитлеровской Германии). Впрочем, в 1951 году профессор был освобождён, а в 1955 году с него сняли судимость. Отметим, что Тимофеев-Ресовский оказал огромное влияние на науку своего времени. В 1950-е годы его даже хотели номинировать на Нобелевскую премию за исследования мутаций, однако СССР не ответил на запрос Швеции. До конца жизни (учёный скончался в 1981 году) Тимофеев-Ресовский занимался исследованиями генетики и проблем микроэволюции, а также читал лекции о влиянии радиации на организмы. Он приглашал в гости молодых учёных со всего СССР, проводил на свежем воздухе семинары по химии, биологии и физике. Благодаря харизме и энергии учёного в Миассово сформировался неформальный интеллектуальный центр и «выросла» советская радиационная генетика — официальная наука не сразу признала это направление. Кстати, режиссёр Ксения Потапова поставила спектакль-променад «Большая прогулка в маленьком Миассово» о жизни на биостанции. В спектакле рассказывается, что Николай Тимофеев-Ресовский любил ходить по базе босиком или в тапочках, сотрудники и гости играли в волейбол, а однажды работа всей лаборатории «встала», потому что жена Тимофеева Елена решила бросить курить. Инсталляция «Биостанция» будет открыта для посещений в музее до конца 2026 года. О показах спектакля лучше уточнять в музее Ильменского заповедника. Инсталляция «Биостанция» открыта в рамках арт-резиденции Уральской индустриальной биеннале. Проект способствует появлению новых произведений искусства в малых и средних городах Урала: для этого в регионы приглашают художников для знакомства с местной историей и укладом. В центре внимания — индустриальное наследие: действующие или пустующие предприятия. Фото: Ирина Текутьева Современный арт-проект «Звенящий след», разместившийся на территории бывшей секретной лаборатории, рассказывает об истории первой в СССР ядерной аварии, которая произошла в 1957 году на химкомбинате «Маяк». Друзья, сообщайте нам свои новости и истории. |